Главная » Файлы » ОБРАЗОВАНИЕ » Консультации для педагогов

Аксёнова Т.Н. "Логоритмика в детском саду"
15.01.2015, 04:17

Логопедическая ритмика – одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.

Ещё в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определённых движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувствие, но и поднять «боевой дух» пациентов. Так появилась сначала общая – лечебная, а потом и узкоспециализированная – логопедическая ритмика. Коктейль из движений, речи и музыки помогает детям научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях даже избавиться от заикания.

Зачем это надо?

Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы всё работало слаженно и без сбоев.

Кроме того, логопедическая ритмика отлично развивает моторику, координацию движений и речевое дыхание и способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренируют память, внимание и восприятие и весьма благотворно влияют на физическое состояние малыша, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки. А в последнее время специалисты обратили внимание на то, что логопедическая ритмика очень  хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых крох она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстёгивает.

Для кого?

Логоритмика в первую очередь полезна детям:

·        С заиканием или с наследственной предрасположенностью к нему

·        С чересчур быстрой/медленной  или прерывистой речью

·        С недостаточно развитой моторикой и координацией движений

·        С дизартрией, с задержками развития речи, нарушениями  произношения отдельных звуков

·        Часто болеющим и ослабленным

·        Находящимся в периоде интенсивного формирования речи.

Отличительной особенностью ритмики, в том числе и логопедической, является абсолютная простота: все задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки.

1. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребёнок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо:  всё происходит постепенно – от занятия к занятию. На первых порах текст читает только взрослый, побуждая малыша к повторению. Постепенно к чтению подключается и ребёнок: когда ребёнок будет в состоянии повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки.

2. Заниматься логоритмикой нужно два раза в неделю и лучше во второй половине дня. Быстрого эффекта не нужно ждать: о результатах можно судить минимум через полгода – год. Заикающимся детям нужно заниматься 3-4 раза в неделю.

3. Ребёнку должно быть интересно и весело. Во время занятий можно использовать картинки, игрушки, яркую одежду или карнавальные костюмы.

4. Упражнения нужно многократно повторять (из занятия к занятию) – до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если то или иное задание освоить не удается, лучше от него отказаться, но потом обязательно вернуться к нему.

5. Без музыки никуда. Желательно подбирать саундтреки к каждому этапу занятия.

6. Занятия нужно подстраивать под ребёнка:  если что-то не получается, нужно упростить задание или разбить занятие на несколько частей. Если у ребёнка проблемы с мелкой моторкой и звуками, то нужно увеличить количество соответствующих упражнений.

7. Запрещается сердиться если у ребёнка что-то не получается. Почувствовав недовольство, ребёнок может замкнуться и отказаться от  упражнения. Нужно набраться терпения и не бросать начатое дело, даже если отчаялись в том, что  ребёнок когда – нибудь выполнит  его.

Продолжительность занятий зависит от возраста. В зависимости от нарушений, занятия могут проводиться индивидуально или в мини-группах до 5 человек. Для формирования групп и составления плана индивидуальной работы проводится первичная диагностика, с помощью которой выявляется тип и соотношение речевых и двигательных нарушений.

Структура занятий:

·        движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега

·        танец (хоровод)

·        разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями

·        песня сопровождаемая жестами

·        логопедическая гимнастика

·        мимические упражнения

·        массаж спины, рук, ног или гимнастика для глаз

·        пальчиковая игра

·        подвижная или коммуникативная игра.

На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:

- Уточнение артикуляции – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;

- Развитие фонематического восприятия и фонематический представлений

- Расширение лексического запаса

- развитие слухового внимания и зрительной памяти

- Совершенствование общей и мелкой моторики

- Выработка чётких координированных движений во взаимосвязи с речью

- Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Логоритмика в разном возрасте.

0-2.5 года.

Начинать заниматься логоритмикой можно с рождения, но до 2 лет она будет носить пассивный характер. Просто нужно читать малышу стишок и отхлопывать ладонями ритм. Затем нужно помочь ребёнку выполнить необходимые движения: поднять или опустить руки, услышав определенные слова, похлопать ручками в такт словам или музыке.

2.5 – 4 года.

В этом возрасте дети совершенствуют двигательные навыки, учатся говорить и общаться – именно этим и нужно заниматься на уроках логоритмики. Если ребёнок еще не говорит предложениями, то пусть договаривает последние фразы или окончания слов.

4-6 лет.

В этом возрасте речь перестаёт быть «детской» и количество «смешных» ошибок постепенно сходит на нет. Поэтому к знакомым занятиям добавляется логопедическая гимнастика и чистоговорки на отработку звуков.

6-8 лет.

В этом возрасте ребёнку подвластны практически все движения, а сам он полон энергии и сил – это всё идёт в пользу занятиям.

Подробнее остановлюсь на логоритмике для детей 2-3 лет, т. к. я работаю с детьми этого возраста.

Логоритмика для детей 2-3 лет  имеет целью – стимуляцию речевой и мыслительной активности, развитие и формирование связной речи.

Виды упражнений по логоритмике.

Упражнения на ходьбу и маршировку.

Они способствуют формированию координации движений руками и ногами. Дети учатся ориентироваться в пространстве. Усваивают понятия лево и право. Обычно такие упражнения выполняют в начале занятий.

Упражнения на артикуляцию.

В этих занятиях главными являются дыхание и голос. Работа идёт над выразительностью, силой и высотой голоса. Артикуляция даёт возможность скорректировать звукопроизношение, развивать мышцы языка и губ. Тексты таких стихов содержат звуки, которые ребёнку нужно повторить.

Упражнения на память и внимание.

Стихи из этой группы упражнений содержат, разные действия для каждой отдельной строчки. У малыша развивается умение в быстром темпе переключаться между разными действиями. Эти стишки – весёлая логоритмика, потому что здесь можно изображать разных животных, от медведя до зайца, или времена года.

Упражнения на счёт.

Последовательное повторение цифр задаёт ритм и темп выполнения действий. Считалки ещё и способствуют механическому запоминанию счёта в пределах первого десятка.

Упражнения на мелкую моторику рук.

Это пальчиковые игры. Начинать можно сдвижения кистями: положить их на стол, перевернуть ладонями вверх, поставить на ребро. Когда малыш усвоил эти действия наступает следующий этап выполнения действия под стихотворное сопровождение. Занятия по логоритмике знакомы всем, просто не все об этом задумывались. К примеру, потешки про ладушки или сороку-белобоку.

Упражнения для мимики.

Эти занятия имеют большое значение для развития речи детей, у которых диагностированы нарушения  речи. Часто у них не выразительная мимика, мышцы лица двигаются мало. Стишки, в которых можно и нужно покривляться и изобразить какое-либо животное и чувство очень важны для развития речи.

Логоритмика -  это игра.

Для детей раннего возраста не существует занятий. Они ещё не способны осознанно учиться. Все стишки и действия которые они выполняют – это игра. Малыши играют, общаются и взаимодействуют со взрослыми. И параллельно этому учатся и развиваются. В игре не может быть принуждения. Если у ребёнка не получается выполнить действие, то его не нужно заставлять. Не выходит сейчас, получится потом. Главное, чтобы ему это нравилось и он получал от игры удовольствие.

Категория: Консультации для педагогов | Добавил: Перспектива | Теги: логоритмика
Просмотров: 772 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: